Тема: Psycho - пятое измерение
Когнитивные искажения
Эффект авторитета или искажение авторитета - весьма распространенное искажение восприятия, когда мы придаем большее значение словам человека, который, на наш взгляд, лучше нас разбирается в этом вопросе.
Тенденция приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры (не связанной с его содержанием) и в большей степени зависеть от этого мнения. Считается одним из так называемых социальных когнитивных искажений или коллективных когнитивных искажений. Был научно доказан в эксперименте Милграма в 1961 году.
Фокус сего искажение в том, что мы не можем наверняка сказать, действительно ли человек разбирается. Он может говорить полную дичь, но если он «доктор», «доцент» или «профессор», то эта дичь имеет больший вес. А если он как-то одет или находится в особом антураже, то вообще.
Примеров очень много, достаточно включить телевизор и посмотреть рекламу, где постановщики сцены создают антураж, людей в белых халатах, в лаборатории или клинике, рекламирующих тот или иной товар.
Если не хочется смотреть в телик, достаточно вспомнить как до недавнего времени некоторые предприниматели создавали антураж в своих гаражах и офисах, где люди с указкой и у доски рисовали стандартные схемы ректификационных колонн из учебников и нагоняли на себя важности, неся откровенную пургу.
Гало-эффект (эффект ореола) — это когнитивное искажение, при котором общее впечатление о человеке или предмете (положительное или отрицательное) влияет на восприятие его отдельных характеристик.
Нам всегда приятнее контактировать с красивыми и успешными людьми, поэтому мы прислушиваемся к ним больше, чем к остальным. Например, когда в важных социальных вопросах мы даём трибуну актёрам или красивым активистам. Лицо красивое, говорит складно, но действительно ли этому человеку стоит доверять?
Многие из вас вероятно видели проекты в сети, где на улице подбирали очень маргинального типа, вкладывали в него некоторое количество денег для приведения его тела в соответствие с нашими искаженными представления успешности и просили выступить где-то и принять участие в маркетинговой программе. Причем, показывая этого человека сперва уже в "отредактированном состоянии" и только в конце бекстейж и подоплеку. Если совместить этот эффект с эффектом авторитета, то вообще получается классная конфета, но.....
Кому тогда вообще можно верить?
Вопрос открытый, я хотел бы чтобы каждый из желающих высказал свой вариант. Как вы оцениваете поступающую информацию от подобных личностей, на что опираетесь прежде всего и какое решение обычно принимаете?
Почему пятое измерение? Это аналогия ... мы не можем всецело воспринимать пятое измерение без искажения по причине врожденной ограниченности нашего вида, но прекрасно понимаем как оно устроено и это научный факт.
Регистрация на форуме отключает почти всю рекламу.